Транспорт

Движение электричек будет восстановлено

trainclubru_31102013

Неопределенная ситуация с пригородным сообщением все не меняется, хотя в регионах движение электричек стало восстанавливаться. Вся ситуация с электричками выдалась неоднозначной, потому что ранее они вообще считались чем-то вымершим в одних регионах, и не существовали в других, например, в Сибири. А теперь они начали появляться.

Портал OrenSMI.ru разбирался в этом вопросе и пришел к выводу, что для страны пригородное сообщение является убыточным. Ранее разницу между затратами и тарифом на билеты компенсировали региональные власти, которые теперь начали жаловаться, что не готовы отдавать деньги из местной казны на электричек. За прошлый год только 11 из 27 компаний, созданных совместно с ОАО «РЖД» и осуществляющих пригородные пассажирские перевозки, оказались положительными с точки зрения финансов. За 2014 год убытки составили 30 миллиардов рублей, а в нынешнем году они могли бы превысить отметку в 20 миллиардов.

trainclubru_31102013

В РЖД полагают, что для того, чтобы компании перестали быть убыточными, следует возвращать льготную ставку за пользование инфраструктуры, обеспечить нулевой НДС, а также оказать помощь в форме субсидии в размере 8,3 миллиарда рублей. Другим вариантом видится повышение стоимости проезда, что само по себе не лучший вариант, потому что пассажиропоток упадет до нулевой отметки, и перевозки вновь станут нерентабельными. Поэтому, для поддержки услуги следует использовать только бюджетные дотации — этим и будет заниматься правительство после того, как президент указал на их ошибки в данном вопросе.

Когда замаячила перспектива улучшения ситуации, пригородные пассажирские компании и РЖД быстро восстановили движение электричек, и сообщили, что в скором времени будут вновь ходить все электрички, отмененные с начала года. Кстати, в прошлом были похожие проблемы, но тогда количество электричек уменьшалось постепенно, а не молниеносно, как в нынешнем году. В частности, отмена электричек производилась вследствие отсутствия своевременных платежей из регионов. Если ранее региональные бюджеты могли использовать для платы пригородных перевозок налог на имущество, уплачиваемый РЖД, то с 2014 года РЖД платят налог по льготной ставке, поэтому, бюджеты регионов с этой стороны пополняются очень медленно. Для того, чтобы все наладить, нужно 50 миллиардов рублей, из низ 25 миллиардов монополия получит в виде субсидий из федерального бюджета, остальную сумму планируется получить за счет региональных субсидий.

Глава РЖД, Владимир Якунин, рассказал, что пассажирские пригородные перевозки сейчас являются убыточными в любой части нашей страны. И вопросы улучшения ситуации должны решаться не в РЖД, а на уровне государственных органов. Все дело в том, что финансовая модель работы пригородного комплекса себя не оправдала. Теперь убытки РЖД будут компенсированы из федерального бюджета, а убытки пригородным компаниям, осуществляющим перевозки, будут возмещать регионы.

Особенно остро ощущалось отсутствие электричек в Сибирском регионе с его большой площадью. Прошла даже волна пикетов и митингов в защиту электропоездов. В Забайкалье с начала года вступили в действие новые тарифы на электрички, и стоимость билета возросла в 4-8 раз. В ближайшее время обещают снизить стоимость, доведя ее до адекватной.

В Хакасии — аналогичная ситуация. Вследствие повышения тарифов на проезда были отменены некоторые маршруты электричек. В Алтайском крае и Кемеровской области работа электричек была продлена только на 1-3 месяца, в Новосибирской области был заключен договор на 6 месяцев. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в регионе, пригородные поезда сохранятся. В Бурятии вследствие повышения тарифов на проезд в электротранспорте количество пассажиров уменьшается ежедневно. В конце прошлого года здесь ходило всего две электрички.

Таким образом, без дотаций из местных бюджетов цены на проезд в пригородных электропоездах не будут доступными. В Иркутской области основные маршруты были сохранены благодаря частичной компенсации выпадающих доходов от оказания услуг. На территории Омской области в этом году удалось сохранить движение пригородных поездов полностью за счет субсидирования из бюджетных средств. В Томской области удалось сохранить и зимние, и летние электропоезда за счет разработки соглашения с Кемеровской областью.

Эксперты полагают, что проблема началась в 2011 году, когда отменили перекрестное субсидирование пригородных перевозок за счет более рентабельных грузовых. Поэтому теперь не понятно, как в реальности удержать цены на пассажирские перевозки на адекватном уровне.

Добавить комментарий