Оренбург

История Набреженой и спуска к Уралу в Оренбурге

Сегодняшний спуск к Уралу и впрямь практически полностью повторяет тот, что был возведен в пятидесятых годах прошлого века. Величественный сталинский ампир – сдержанный и элегантный. А вот какой была набережная до этого? Давайте вспомним вместе самые знаменитые объекты, возведенные на берегу Урала, и их историю.

Когда-то набережная Урала простиралась почти на два километра от Введенской церкви на улице 9 января до Георгиевского войскового собора в Форштатде. Она была любимым местом гуляний горожан. Тогда строить жилые дома вблизи берегового откоса запрещалось, а самым известным и узнаваемым зданием, построенным неподалеку от Урала на бульваре набережной, был ресторан Белова. После революции ресторан снесли, а вот название набережной – Беловка – сохранилось и по сей день.

Еще одна городская достопримечательность, расположенная на набережной, появилась даже раньше деревянного моста через Урал. Елизаветинские ворота – своеобразные врата в Азию — были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной в 1755 году. Первоначальное их место расположения – водяные ворота крепостного вала. Царский подарок дочь великого Петра преподнесла губернии после победной реляции Неплюева о подавлении восстания, вспыхнувшего в башкирских степях.

К сожалению, сегодняшние ворота – лишь копия того подарка. В шестидесятых годах прошлого века оренбургскую крепость упразднили, крепостной вал сравняли с землей, а Елизаветинские ворота перенесли к началу спуска реки. Там они под воздействием времени и климата постепенно разрушались. Копия ворот появилась в 2008, барельефы были восстановлены по фотографиям и рисункам того времени.

Мост через Урал – неотъемлемая часть набережной. Самый первый мост был построен в 1835 году. Тогда-то и набережной как таковой не было, да и мост, само собой, отличался от сегодняшнего: он был наплавной, деревянный, и ставили его каждый год весной после половодья.

Оренбуржцам помоложе, вероятно, сложно будет себе представить, что постоянный мост появился на набережной только в 1982 году. Решение о возведении постоянного моста было принято Юрием Гаранькиным. Металлический подвесной вантовый мост на двух опорах длиной 220 метров стал постоянным. Интересно, что с южного берега строительство велось обычным способом — поперек реки, на противоположной же стороне пролет был выстроен вдоль берега, а затем развернут и соединен с другой половиной.

Ну и, наконец, знаменитый спуск Беловки. В 2015 ему исполнилось 60 лет: в 1955 лестница с колоннами и беседками была построена по проекту архитектора Павла Перминова. 12 июля 1955 года в газете «Чкаловская коммуна» был напечатан снимок с подписью «Трудящиеся города Чкалова получили замечательный подарок. Закончено строительство спуска от бульвара имени Свердлова к Уралу». Тогда спуск вел к деревянному мосту. В известные праздники здесь совершались крестные ходы и городских церквей для водоосвящения.

Источник

 

Добавить комментарий